КАМАЗ — АВТОГИГАНТУ 55

11.11.2024 в 11:46
КАМАЗ — АВТОГИГАНТУ 55

«По масштабам и темпам строительства КАМАЗ не имеет себе равных в отечественной и мировой практике… Пройдут годы, все советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на КАМЕ»

Могучий флагман советского машиностроения по производству большегрузных автомобилей Камский автомобильный завод сегодня развивается стремительно и уверенно смотрит в будущее. 

Совместными усилиями конструкторов ЗИЛа, МАЗа, Ярославского моторного и ряда других творческих коллективов была создана базовая модель автомобиля «КамАЗ». Ведущим в этой работе стал «ЗИЛ» – завод им. И.А. Лихачева, его специалистами был спроектирован новый завод и разработаны автомобили. Проектирование, изготовление и испытание опытных образцов автомобилей «КамАЗ» с 1969 по 1978 годы проходили на этом заводе. Начальник КБ завода В.А. Вязьмин так комментировал эти события: «Мы отдали камскому проекту свой конструкторский задел – автомобиль ЗИЛ-170. Мы считали крупной удачей, что работу приходится начинать не с нуля. Есть некая основа, из которой должно прорости конструкторское решение».

В конструкцию семейства марки «КамАЗ» были вложены достижения мировой инженерной мысли: компоновка с передней откидываемой кабиной повышенной комфортности, V-образный дизель и другое, что отвечало требованиям международных стандартов. Десятки ведущих специалистов трудились над разработкой современных конструкций агрегатов автомобиля, работниками ЗИЛа было получено и внедрено около 50 авторских свидетельств на промышленный образец машины. Наконец, в приложении к свидетельству на фотографии было предложено дизайнерское решение по внешнему облику КамАЗа. В те годы была установлена планка по выпуску большегрузов-автопоездов в год – 150 тысяч, дизелей – 250 тысяч. 

Цель сооружения грандиозного завода – вывести наше автомобилестроение на ведущее место в мире. Все участники проекта «КамАЗ» испытали творческую радость и работали энергично и вдохновенно!

КамАЗ – это комплекс заводов по производству автомобилей и смежных предприятий в прилегающих районах республики. Было изучено 70 вариантов размещения комплекса, выбор пал на Набережные Челны, преимущества небольшого городка в то время были очевидны по географическому положению, наличию железнодорожных путей, судоходных рек Камы и Волги, воздушные мосты. Вопрос с обеспечением стройки всем необходимым был решен оперативно. 

В полдень 16 февраля 1976 года Камский комплекс заводов начал действовать в пусконаладочном режиме, с главного сборочного конвейера сошел первый автомобиль. В конце года вошла в строй первая очередь комплекса. С тех пор выпущено более 2,3 млн автомобилей и около 2,8 млн двигателей.

В феврале 1983 года создается производственная фирма «Камазавтоцентр», которая обеспечивает все машины гарантийным обслуживанием и поставляет запасные части на весь период жизни грузовика. 

1987 год примечателен тем, что было создано производство микролитражных автомобилей «Ока», которые служили некоторое время любителям экономичных машин.

17 июля 1988 года была создана заводская гоночная команда КАМАЗ-мастер – многократный победитель различных ралли в самых разных странах мира. 

Результаты работы радуют коллектив и всю страну: в 2004 году с конвейера сошел 1700000-й автомобиль. С 2005 по 2010 годы было открыто несколько совместных предприятий КамАЗа с немецкими автоконцернами, состоялся запуск российско-казахстанского предприятия, заключили договора с американскими фирмами, в 2010 году в Индии состоялось открытие совместного предприятия «КамАЗ Вектра Моторз Лимитед».

2011 год стал для концерна знаковым – ОАО «КамАЗ» подтвердило уровень «Пять звезд» в конкурсе Европейского фонда менеджмента качества по модели EFQM «Признанное совершенство», а с конвейера сошел двухмиллионный грузовик.

В декабре 2013 года начался серийный выпуск магистрального тягача КамАЗ-5490, флагман нового модельного ряда завода. 

В 2015 году запущено производство еще двух новых моделей грузовиков, а также электробусов на шасси с газовыми двигателями, также прошли первые тестовые испытания беспилотника, разработанного совместно с ОАО «Вист групп» и Cognitive Technologies. Чуть позже на выставке «КОМТРАНС-2015» завод представил концепт революционной кабины КАМАЗ-2020.

В 2018 году «КамАЗ» впервые выходит на рынок столицы страны с транспортом на электрической тяге, выполняет контракт на поставку 100 электробусов и 31 зарядной станции.

2018 год оказался очень эффективным, значимым в плане технологического развития. «КамАЗ» стал собственником крупного холдинга по производству автокомпонентов – АО «Объединенные автомобильные технологии», в состав которого входит 12 производств, расположенных в пяти субъектах РФ.

В 2021 году выведены на рынок новые модели машин поколения К5 и самый большой российский карьерный самосвал КамАЗ-65807 полной массой 95 тонн грузоподъемностью 65 тонн с мощностью двигателя 550 л.с., который является лучшим среди собратьев. Также сочлененный низкопольный электробус (гармошка) и троллейбус КамАЗ-65825 с увеличенным до 20 км автономным ходом, которые вышли на столичные маршруты. Инженеры комплекса начали разработку автотехники, работающей на водороде, в результате появился первый водоробус КамАЗ-6290, затем появился уникальный беспилотный самосвал КамАЗ-6559 («Юпитер 30) и семейство легкого коммерческого транспорта «Компас».

2022 год еще выше поднял планку сотрудничества ПАО «КамАЗ» в области развития легкового транспорта и отечественного электрического автомобиля. 23 ноября «КамАЗ» и правительство Москвы запустили производство автомобилей «Москвич».