Карьерный самосвал КАМАЗ‑4554 «Атлант 49» - углевоз

Карьерные самосвалы – техника особая, но достаточно востребованная. Потому что место их работы имеет отношение и к строительной отрасли, и к металлургической, и к добыче полезных ископаемых. Но не каждый автопроизводитель возьмется их делать, ведь такие автомобили должны работать в тяжелых условиях и обладать повышенной грузоподъемностью. Это позволяет им «таскать» много тонн скальной и обычной породы, проезжать, при необходимости, по дорогам общего пользования, оставаясь в габаритах.
Не удивительно, что именно на «КАМАЗе», который имеет опыт выпуска грузовых автомобилей большой грузоподъемности, решили производить карьерные самосвалы. Летом 2020 года в научно-техническом центре Камского автомобильного завода разработали карьерный самосвал КАМАЗ‑65805, который стал первой моделью нового семейства карьерной техники с говорящим названием «Атлант». Грузоподъемность новинки составляла 60 тонн. Тем самым она практически приблизилась к нижней границе возможностей карьерных БелАЗов. Но при этом КАМАЗ получился более скоростным, с недефицитными комплектующими и более низкой стоимостью владения.
На КАМАЗ 4554 также установлена новая современная кабина К5, но со спальным местом. Наличие «спальника» вынудило разработчиков переосмыслить защиту кабины от падающих сверху предметов и при опрокидывании, что актуально для карьерной техники. Обычно функцию такой защиты выполняет козырек кузова, но в этой модели он получился бы очень длинным, и было бы трудно обеспечить необходимые требования ROPS и FOPS. Из-за длинной кабины ее защиту выполнили отдельным, не связанным с кузовом, элементом в виде стального листа специального профиля.
Расположение защиты непосредственно на крыше кабины позволило «Атланту» получить «фишку», которой нет у старших моделей с короткими кабинами. Речь об опрокидывании кабины без поднятия кузова. Это может потребоваться, например, когда надо получить доступ к двигателю и другим агрегатам, а гидравлика отказала. В этом случае водитель вручную поднимает защиту кабины, и вручную же ее опрокидывает.
Самосвал оборудован новым рядным шестицилиндровым двигателем Р6 с турбонаддувом КАМАЗ 910.11-500 мощностью 500 л. с. и максимальным крутящим моментом 2304 Н·м. Это также роднит его со старшими моделями. Силовой агрегат работает в тандеме с семиступенчатой гидромеханической автоматической коробкой передач со встроенным ретардером, так называемым горным тормозом. Использование такой трансмиссии на карьерном самосвале оправдано, она позволяет переключать передачи, не прерывая потока мощности. Пятьсотсильный движок позволяет этому КАМАЗу без груза ехать со скоростью до 70 км/ч. На груженой машине максимально можно развить 45 км/ч.
Кресло водителя с пневмоподвеской и большим набором регулировок. В «Атланты», в отличие от дорожных самосвалов, устанавливают селектор управления АКП и бортовую систему «БИС КАМАЗ 10» с 10 дюймовым экраном. Также присутствуют системы, которые контролируют давление в шинах, наличие крена и перегруз. Для исключения аварийных ситуаций разработчики оснастили машину системой контроля наличия линий электропередачи, так как платформа при разгрузке достигает большой высоты. Чтобы обеспечить видимость происходящего вокруг автомобиля, он оборудован системой кругового обзора и камерой заднего вида.
На Атлант 49 КАМАЗ 4554 установлена самосвальная надстройка производства завода «Бецема». Объем кузова составляет 35 м3. Производитель заявляет этот самосвал как углевоз. Плотность угля варьируется от 1 до 1,7 т/м3.
Кузов крепится к раме мощными шпильками и болтами. Для придания жесткости всей конструкции стенки и борта увеличенной толщины выполнены из специальной стали. Чтобы предотвратить примерзание угольной породы в зимний период, кузов обогревается отработавшими газами. Угол подъема самосвальной платформы 47 градусов.